На завершившемся 20 мая 2006 года в Сочи Международном форуме «Стратегическое партнерство 1520» в рамках «круглого стола» на тему «Опыт проведения структурных реформ железнодорожного транспорта. Успехи, проблемы, перспективы» Генеральный директор Аудиторско-консультационной группы «Развитие бизнес-систем» (РБС) Игорь Пикан выступил с инициативой создания единого транснационального железнодорожного перевозчика на колее 1520, способного эффективно сбалансировать и отстаивать коммерческие и геополитические интересы стран-учредителей в ответ на вызовы глобализации торговых отношений на постсоветском пространстве и диспропорционального развития международных транспортных коридоров.
Инициатива была озвучена в рамках дискуссии, в которой приняли участие начальник департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Юрий Елизарьев, руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Министерства транспорта РФ Константин Шенфельд, заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов и инфраструктурных реформ Минэкономразвития РФ Евгений Михайлов, председатель Ассоциации национальных экспедиторов Республики Казахстан, Казахстанской Ассоциации перевозчиков и операторов вагонов (контейнеров) Нигматжан Исингарин, член правления, заместитель исполнительного директора АО «Эстонская железная дорога» Рийво Синиярв и другие.
В своем докладе Игорь Пикан акцентировал внимание участников «круглого стола» на таких аспектах, как:
конкурентоспособность железнодорожных компаний в условиях глобализации и конкурентного противостояния различных международных транспортных маршрутов;
последствия развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию и снятия ограничений для доступа на рынки «пространства 1520» зарубежных провайдеров транспортных услуг;
проблемы качества проработки инфраструктурных проектов в связи с более активным использованием государственных источников финансирования развития железнодорожного транспорта вследствие укрепления национальной экономики;
проблемы привлечения частных инвестиций в инфраструктуру железных дорог в связи с отсутствием инвестиционной составляющей в тарифе на перевозки.
По мнению генерального директора РБС, одной из целей реформы российских железных дорог, являющихся системообразующим звеном «пространства 1520», должно стать создание мощных, конкурентоспособных на мировом рынке транспортных услуг компаний, а не на буквальное следование тезису о «снижении транспортной составляющей в цене продукции» и «удешевления транспортных услуг».
«Если акцентировать внимание только на снижении цены перевозки, то есть реальная опасность превращения российских перевозчиков в малоэффективные низкотехнологичные компании, живущие по стандартам прошлого века, - считает Игорь Пикан. - Не может быть качественного транспортного обслуживания без соответствующих вложений в инфраструктуру, современный подвижной состав, инженерные коммуникации, связь, в повышение технологичности операционной деятельности».
В этой связи Игорь Пикан заявил о возможности создания участниками
«пространства 1520» единой структуры, которая смогла бы использовать стратегические преимущества, связанные с геополитическим положением, увеличить загрузку национальных железнодорожных сетей за счет привлечения транзитных грузов для перемещения по сухопутным коридорам Восток-Запад и Север-Юг, расположенным на территориях стран пространства 1520.
«Конкретным результатом могло бы стать создание совместной транснациональной компании-перевозчика, которая взяла бы на себя все административно-регуляторные и операционные функции по эксплуатации и развитию международных транспортных коридоров», - полагает Игорь Пикан. Он также не исключает возможность создания при Совете железнодорожных администраций государств-участников Содружества независимых государств специального рабочего органа управления - Центра железнодорожного транспорта, в число функций которого могли бы войти синхронизация действий стран «пространства 1520» по реформированию железнодорожной отрасли, выработка предложений по эффективной модели управления железнодорожным транспортом на основе интегрированного опыта достижений и анализа неудач стран, в которых проводилась реформа.